Нотр-Дам-де-Пари – шедевр, который мы чуть не потеряли

Нам часто кажется, что старинные здания обладают каким-то особенным запасом прочности, а огромные каменные соборы вообще бессмертны. Величественный и прекрасный Нотр-Дам давно стал неотъемлемой частью Парижа, а потому мысль о его разрушении могла бы прийти в голову только самым отчаянным писателям-фантастам, творящим в жанре постапокалипсиса.

Однако совсем недавно весь мир с замиранием сердца наблюдал, как этот удивительный архитектурный шедевр едва не погиб в огне. Многим в тот день подумалось о том, насколько хрупок наш мир, и как легко может исчезнуть все то, к чему мы так привыкли.

Слава Богу, несмотря на серьезные повреждения, собор все же устоял. Появилась надежда на его возрождение. И сейчас я хочу немного рассказать о некоторых интересных моментах его истории, чтобы вы могли взглянуть на него немного другими глазами.

Языческое капище и первые базилики

Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите. Это место во все века считалось священным. Кельты поклонялись на острове своим идолам, а во времена римского владычества здесь находился алтарь бога Юпитера.

Панорама острова Сите

В VI веке н.э., когда в Галлию пришло христианство, языческое капище уничтожили, а на его руинах возвели небольшую часовню.

Два века спустя, вместо уже обветшавшей к тому времени церквушки, при активном содействии меровингского короля Хильдеберта, была построена более просторная базилика, посвященная святому Стефану.

Чуть позже к ней был пристроен романский собор, посвященный Богоматери, и в результате получилось странное двойное сооружение, которое некоторое время исполняло роль кафедрального собора Парижа. К сожалению, ему не суждено было пережить норманнское вторжение. Храм был полностью разрушен, но именно его камни легли в основание нового величественного готического собора, строительство которого началось в 1163 году.

Разрушение церквей Парижа норманнами

Строительство Нотр-Дам

Идейным вдохновителем проекта стал парижский епископ Морис де Сюлли, а первый камень в основание постройки заложил сам папа Александр III.

Несмотря на столь мощную поддержку Святого Престола, основным источником финансов для строительства в те времена оставались пожертвования. Однако недостатка в средствах создатели Нотр-Дам не испытывали. Деньги на столь благое дело щедро жаловали епископы, король, дворяне и простые граждане.

Строительство Нотр-дам

Даже парижские проститутки пожелали внести свою лепту в постройку храма и официально обратились к сановникам, с просьбой разрешить им отдать деньги. Духовные власти, разумеется, позволили, но это довольно щедрое пожертвование велели сохранить в тайне.

Основной этап строительства был завершен к 1351 году, но отдельные работы продолжались еще несколько веков.

Собор Парижской Богоматери снаружи и внутри

Плод неустанных трудов нескольких поколений мастеров превзошел все ожидания. Огромная готическая базилика с двумя высокими башнями, на фоне убогих городских домиков, выглядела зданием из другого мира и вселяла в души парижан благоговейный ужас. Именно так, по представлениям того времени и должен был выглядеть Дом Божий.

Собор в Средние века

В зависимости от времени дня и погоды собор переливается всеми оттенками жемчужно-серого цвета, а при свете заходящего солнца приобретает волшебный пепельно-розовый оттенок.

Розово-пепельный оттенок собора

Длина собора составляет 130 метров, а высота его башен едва не дотягивает до отметки 70 метров. При этом в центральный неф можно без труда уместить современный 12-этажный дом. И это неудивительно, так как по изначальной задумке, на торжественных мессах в храме должны были собираться все жители средневекового Парижа.

Огромное внутреннее пространство Нотр-Дам

С ростом численности населения, эта идея, разумеется, устарела, но и сейчас размеры Нотр-Дам-де-Пари впечатляют. По приблизительным оценкам, в соборе одновременно могут находиться до 9 тысяч прихожан.

При этом в соборе нет ни одной сплошной стены, только многочисленные колонны, соединенные между собой арками.

Интерьер собора Нотр-Дам-де-Пари

Огромные, многоцветные витражи заменяют собой настенную живопись. В солнечные дни отдельные части храма окрашиваются в различные оттенки — где-то фиолетовый, где-то голубой, а где-то огненно- красный. Эта неповторимая игра света придает всему пространству некую мистическую таинственность, которая до сих пор производит неизгладимое впечатление на прихожан собора.

Витражи Нотр-Дам
Игра света в соборе

Портал студентов

Чтобы подробно описать каждую архитектурную деталь Нотр-Дам, потребуются гигабайты текста. Изучать собор можно вечно, и каждый раз он будет открываться с какой-то новой, необычной стороны.

К примеру, мало кому известно, что Южный фасад собора, обращенный к Латинскому кварталу и носящий имя св. Стефана, посвящен вовсе не библейским персонажам, а простым студентам. Ведь когда-то именно служители Нотр-Дам подали идею создания Парижского университета.

Южный портал собора

В память об этом, у подножия портала можно увидеть множество барельефов, повествующих о средневековой студенческой жизни. Если рассмотреть их внимательно, можно довольно ясно представить себе, как жили, учились и развлекались ученые молодые люди несколько веков назад.

Легенда о входных вратах собора

Хорошо всем знакомый Западный фасад (тот самый, который с башнями), славится своими порталами. Барельефы, обрамляющие двери, могут служить темой для отдельной экскурсии. Но восхищаясь мастерством скульптора, оформившим арки порталов, многие забывают обратить внимание на сами врата. А между тем, с ними связана одна из самых знаменитых легенд Нотр-Дама.

Западный портал собора

Декорирование входных врат собора было поручено талантливому кузнецу по имени Бискорне. Он, как водится, работал без устали много дней, но все равно очень переживал, что не успевает закончить свою работу в срок.

В назначенный день, когда мастера пришли принимать работу, они нашли Бискорне без сознания. Взглянув на его работу, они  и сами потеряли дар речи, так великолепен был витой узор. Пришедший же в себя кузнец, несмотря на бурные восторги окружающих, был мрачен и неразговорчив.

Врата были установлены на свое место, но когда все приготовились торжественно войти в храм, они не открылись. Что бы ни придумывали люди, ворота оставались запертыми наглухо, и отворились лишь после того, как кто-то догадался окропить их святой водой.

С тех пор все служители собора Парижской Богоматери уверены, что врата западного портала помогал создавать сам дьявол. Правда, это обстоятельство ничуть не повредило храму, и он продолжал исполнять роль главного храма города на протяжении еще нескольких веков. Беда же пришла совсем не от дьявола, а от тех, кто не верил ни в бога, ни в черта. 

Собор и революция

Во времена Великой Французской революции Нотр-Дам подвергся большой опасности. Революционеры желали полностью стереть его с лица земли. Но, к счастью, жажда разрушения в этом случае уступила место жажде наживы. Один из самых первых декретов Парижского конвента, написанный рукой самого Робеспьера гласил — если парижане хотят оставить собор невредимым, то должны уплатить некоторую сумму на нужды Революции.

Скрепя сердце, парижане согласились выплатить выкуп за собор, и он остался стоять на своем месте, хотя и был сильно разорен. В частности, были обезглавлены все скульптуры знаменитой Галереи королей.

галерея королей

Впоследствии революционеры объявили Нотр-Дам Храмом Разума, хотя вся их деятельность сильно противоречила этому названию.

Храм Разума времен революции

Культ Разума, по замыслу самозванных властей, должен был полностью вытеснить собой христианство и стать новой религией Республики. Однако просуществовал он недолго и бесславно исчез вместе с самими революционерами несколько лет спустя.

А Нотр-Дам остался, но в крайне плачевном состоянии.

Роман для спасения

От полного разрушения собор спас Виктор Гюго. Великий писатель с болью смотрел, как медленно разрушается одно из самых прекрасных зданий Парижа, а потому, решил написать красивую историю, чтобы сохранить для потомков хотя бы память о нем.

Собор до реставрации

Роман «Собор Парижской Богоматери» нашел отклик в сердцах многих французов, и заставил общественность задуматься о восстановлении главного парижского храма во всем былом его величии. Правда, сделать это оказалось не так просто.

Реставрация

Широкомасштабная реставрация собора началась в 1841 году, и продолжалась более 20 лет. Работами руководил Виолле-ле-Дюк и справился со своей задачей блестяще. Под его чутким руководством были полностью воссозданы разбитые во время революции витражи и скульптуры, а над трансептом гордо вознесся новый ажурный шпиль.

Собор после реставрации

Но даже у столь уважаемого человека иногда появлялось желание немного похулиганить. Поэтому восстанавливая скульптуры апостолов, окружавших шпиль, он придал одному из них (Фоме) собственные черты. Художник не зря выбрал для своей шутки именно Фому, так как, по преданию, именно этот апостол был не понаслышке знаком со строительным делом. При этом все скульптуры развернуты лицом к городу, и только один святой Фома смотрит на шпиль, как будто с гордостью взирает на творение рук своих.

Апостолы на крыше собора
Апостол Фома с лицом Виолле-ле0Дюка

Тому же ле-Дюку принадлежала идея украсить карнизы собора странными химерами, которые со временем стали едва ли не самой популярной частью храма. Причудливые фигурки завораживают любого зрителя, каждая из них, кажется, имеет свой характер и вовсе не отвращает от себя, а наоборот вызывает симпатию.

Химеры нотр-дама

Я уже писала о легендах, связанных с химерами собора, здесь же приведу только одну.

Среди странных зооморфных химер собора внимательный зритель может обнаружить одну, более-менее похожую на человека. Это статуя Алхимика, и расположился он здесь совсем не случайно.

Как мы уже знаем, на месте собора не всегда совершали исключительно христианские богослужения, некогда оно служило и для магических ритуалов. Поэтому среди оккультистов во все века ходили легенды, что именно здесь был некогда разгадан секрет философского камня, и этот секрет впоследствии был зашифрован в декоре собора.

Алхимик среди химер собора

Мсье ле-Дюк, безусловно, знал об этой легенде, ведь он жил в эпоху необычайного расцвета оккультных знаний. Потому и решил спрятать фигуру алхимика, среди прочих, в знак того, что ищущий всегда может отыскать то, к чему стремится.

Одновременно с реставрацией самого храма, была расширена и площадь перед ним. В частности, снесены все окружавшие его мелкие строения. Освобожденный от этих уродливых построек собор впервые предстал перед парижанами во всем своем первозданном величии. Именно тогда он стал таким, каким его знает весь мир, и представить себе Париж без Нотр-Дам не может ни один современный человек.

Собор и площадь перед ним

Пожар 2019

Даже страшно подумать, что 15 апреля 2019 года мы все могли потерять этот собор навсегда. И такая угроза действительно существовала.

Пожар начался на крыше. Ее удивительная конструкция сохранилась еще со Средних веков, и, как это ни странно, была сделана из дерева, покрытого свинцовыми листами. Дерево горит долго и жарко, потому у пожарных были веские причины опасаться, что сильный жар может повредить располагающуюся ниже каменную кладку. Именно она образует свод и поддерживает стены собора, потому при потере прочности, все огромное здание рисковало сложиться внутрь, как карточный домик.

Пожар на кровле Нотр-Дам

К счастью, камень выдержал, и пожар удалось ликвидировать. Безвозвратно потерянными оказались средневековая деревянная кровля и тот самый шпиль, который с такой любовью создавал Виолле-ле-Дюк.

Разрушение шпиля

Статуи апостолов, окружавшие шпиль, чудом уцелели. Незадолго до пожара их увезли на реставрацию, поэтому существует надежда, что святой Фома с лицом скульптора еще вернется на свое место. Вот только смотреть ему теперь будет не на что.

Разумеется, Франция приложит все усилия для восстановления своей Легенды, но каким будет новый Нотр-Дам, не знает пока никто.

Уже сейчас существуют самые невероятные проекты шпиля, смотреть на которые довольно жутко. Приведу здесь несколько проектов в надежде, что они никогда не будут воплощены в жизнь.

Интересно, как бы отнесся к ним Виолле-ле-Дюк?

Сейчас же хочется верить, что через несколько лет мы вновь сможем любоваться прекрасным Собором Парижской Богоматери, и он будет не слишком отличаться от того, каким мы его помним.

Нотр-Дам в лунном свете
[Всего голосов: 1    Средний: 5/5]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.