Шамбор – королевский каприз, воплощенный гениями

Шамбор - королевский каприз, воплощенный гениями

Самый большой и один из самых романтичных замков долины Луары. Виктор Гюго когда-то назвал Шамбор «дворцом рыцарей и фей», а современные искусствоведы считают этот замок одним из самых экстравагантных сооружений Европы и величайшим шедевром эпохи Возрождения во Франции.
На протяжении всего Средневековья никто даже подумать не мог, что среди лесов и лугов центральной части Французского королевства может появиться такое чудо. Болотистая местность рядом с речушкой Беврон – крохотным притоком Луары, с X века находилась во владении графов Блуа. В конце XIV столетия эта земля была выкуплена герцогом Орлеанским, впоследствии взошедшим на французский престол под именем Людовика XII.
С тех пор домен принадлежал королевской короне, но продолжал оставаться таким же диким, каким был при прежних владельцах. Активное строительство началось здесь только при короле Франциске I, в самом начале XV века. После итальянского военного похода этот монарх буквально бредил ренессансной архитектурой и мечтал возвести в своем королевстве дворец, не уступающий по величию и красоте лучшим палаццо Италии.

Строительство

Для воплощения королевских мечтаний в жизнь, во Францию были приглашены лучшие итальянские зодчие. Примерно в это же время в долину Луары прибыл и Леонардо да Винчи. Великому итальянцу предоставили симпатичный замок Кло-Люсе, и обеспечили всем необходимым для творчества и научных изысканий. Среди множества идей, которые занимали деятельный ум Леонардо во Франции, был и проект роскошного замка. Однако смерть, постигшая гения в 1519 году, слишком рано остановила эту работу.
Строительство королевской резиденции в Шамборе началось только в 1526 году. До этого момента здесь уже существовал крохотный охотничий замок. Местные леса изобиловали разнообразной дичью, а французские монархи всегда были неравнодушны к охоте. Однако для грандиозных замыслов Франциска прежний замок не годился, и по приказу короля, его просто снесли.

Шамбор создан по проекту Леонардо
Строителям Шамбора приходилось несладко, чтобы болотистая почва смогла выдержать вес нового грандиозного сооружения, потребовалось вбивать сваи, длинной 12 метров, а для уровня технологий того времени это было делом чрезвычайной сложности. Всего на строительстве трудилось более 2 тысяч рабочих, многие из них погибли от непосильной работы или пали жертвами болотной лихорадки.

Архитектура Шамбора

Имя архитектора, сотворившего чудо Шамбора, к сожалению, не сохранилось, но все специалисты едины во мнении, что он черпал свое вдохновение в работах великого Леонардо и знаменитого итальянского зодчего Доменико да Кортона.

Шамбор построен под влиянием лучших архитекторов Италии
Шамбор никогда не предназначался для военных действий, но в плане напоминает классическую укрепленную цитадель с центральным донжоном и опоясывающими его внешними стенами.

План Шамбора
Донжон имеет пять этажей, на каждом из которых расположены одинаковые в плане апартаменты. Именно по такому принципу строились все тосканские виллы того времени, во Франции же подобная планировка ранее не использовалась. По углам донжона расположились угловые башни, которые относятся уже к французской традиционной архитектуре, но очень удачно вписываются в общую концепцию строения.

Боковые башни Шамбора
Принимая во внимание всю сложность проекта, можно сказать, что замок был возведен в рекордные для того времени сроки. К 1537 году был закончен жилой корпус, спустя еще десятилетие – два боковых корпуса, где располагалась капелла и королевские апартаменты. А вот самая яркая и запоминающаяся часть замка – его знаменитая крыша со множеством башенок, появилась только через полтора столетия, в 1684 году.

Крыша Шамбора

Сердце Шамбора

Донжон Шамбора всегда оставался в полном распоряжении королевской свиты. Именно здесь придворные проводили большую часть своего времени. Развлекалась знать, обычно в залах третьего этажа, где часто устраивались пышные балы и приемы.
На каждом этаже насчитывалось восемь апартаментов, четыре из которых находились в самом донжоне и еще четыре занимали внутреннее пространство угловых башен. Все апартаменты были одинаковыми и представляли собой большой зал с высоким потолком. Сбоку к нему прилегали небольшая спальня и гардеробная, над которыми находились комнаты прислуги.

Интерьеры Шамбора
Из 440 комнат замка, 365 имели собственные камины – неслыханная по тем временам роскошь. Обычно обитатели средневековых замков отчаянно мерзли в своих сырых каменных покоях. В Шамборе простуды и ревматизм никому не угрожали, так как каждая комната могла отапливаться отдельно.

Лестница

Идеи великого Леонардо были воплощены в уникальной винтовой лестнице, которая расположена в самом центре донжона и представляет собой две отдельные, свитые друг с другом спирали. Причудливо переплетенные между собой марши нигде не соединяются, и это было сделано для того, чтобы поднимающиеся и спускающиеся люди не пересекались между собой.
На самом деле, Леонардо задумывал лестницу с четырьмя непересекающимися маршами, и очень похоже, что идею эту он разрабатывал именно для Шамбора. Но так как великий изобретатель не успел лично поучаствовать в строительстве, проект хитроумной лестницы пришлось максимально упростить, хотя и в таком виде она производит неизгладимое впечатление на каждого, кто ее видит.

Лестница по проекту Леонардо
Лестница заканчивается террасой, которую так же разрабатывал да Винчи. Отсюда открывается фантастический вид на причудливую крышу замка, и при желании, по ней можно совершить увлекательную прогулку по периметру всего донжона, чтобы более детально рассмотреть многочисленные башенки и дымоходы.

Терраса Шамбора
Крыша Шамбора представляет собой настоящий архитектурный шедевр, все многочисленные детали которого щедро украшены восхитительными узорами в итальянском стиле. В самом центре кровли расположена изящная маяковая башенка, которая завершает лестницу. Интересно, что самую высокую точку замка – купол этой самой башенки, венчает ни флюгер или крест, как обычно, а королевская лилия.

Маяковая башенка Шамбора

Королевские апартаменты

Королевские апартаменты невозможно было уместить в ограниченных пространствах донжона, поэтому для них соорудили два отдельных крыла. Благодаря таланту архитектора, это дополнение ничуть не повредило внешнему виду замка и даже придало ему еще большую монументальность.
Покои самого короля располагались в восточной части замка. Они состояли всего из двух помещений – просторного парадного зала для аудиенций и зала поменьше, который играл роль библиотеки и кабинета монарха. В декоре этих помещений часто встречаются эмблемы короля Франциска — изображения саламандры и вензель с буквой F. Такие же монограммы можно встретить и на террасах, причем здесь они перевернуты, чтобы даже Бог с высоты мог разглядеть, кому принадлежит этот чудесный замок.

Изображения саламандры

Сакральный смысл расположения

В противоположном от королевских покоев крыле находилась капелла. Строго симметричное расположение комнат в замке имело свой сакральный смысл. Так, донжон с его апартаментами для придворных олицетворял суетный мир, который находился точно по центру между обиталищем короля – власти земной и молельней – символа власти небесной.
Кстати, подобный символизм продолжается и за пределами замка, к примеру, многочисленные деревья парка, символизирующие французский народ, были надежно укрыты круглой 33-километровой крепостной стеной, которая олицетворяла границы французского государства.

Шамбор и его лесной парк
Между прочим, парк Шамбора сегодня считается крупнейшим лесным парком, его территория занимает площадь в 5,5 тысяч гектаров, а крепостная стена признана самой длинной во всей Франции.

Шамбор и его обитатели

Несмотря на горячую любовь к своему детищу, король Франциск бывал в Шамборе лишь наездами. Иногда он приезжал сюда с королевой, Элеонорой Габсбургской, но чаще посещал замок самостоятельно.
Король очень ценил и любил женщин, поэтому при его дворе блистали самые прекрасные дамы Франции. Любил их он, надо сказать, не только платонически, поэтому до сих пор существует легенда, что Шамбор был построен для того, чтобы любвеобильный монарх мог останавливаться недалеко от резиденции одной из своих возлюбленных – графини Тури. А еще говорили, что сложный план замка был создан именно таким ради многочисленных фавориток короля. В этих стенах они могли спокойно жить под одной крышей и никогда не встречаться друг с другом.

Шамбор - королевский каприз
Но даже в жизни могущественного монарха случались разочарования. Об этом красноречиво свидетельствует надпись на одном из окон замка, нацарапанная Франциском при помощи кольца с алмазом. Она гласит: «Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им…»
Были в жизни Шамбора и моменты настоящей славы. Однажды здесь со всей возможной помпой принимали почетного гостя — Карла V, императора Священной Римской империи. Свидетели утверждали, что владыка половины Европы был потрясен великолепием внешнего вида замка и пышностью его интерьеров.
Работы над благоустройством замка продолжились и после смерти Франциска, но теперь стены и предметы мебели украшались монограммой следующего короля, Генриха II. Этот монарх бывал здесь нечасто, а после его трагической гибели для Шамбора наступили времена забвения. Правда, сын Генриха, Карл IX, обожавший охоту, изредка приезжал сюда в охотничий сезон, но все строительные работы при нем были свернуты.

Шамбор - королевские охотничьи угодья

Преемники Карла, относились к замку еще более холодно, и в результате он оказался заброшенным почти на полвека.
Возрождение Шамбора произошло при Людовике XIII, который подарил его своему брату, Гастону Орлеанскому. Гастон очень любил этот замок и часто забавлял свою малютку-дочь игрой в догонялки на знаменитой лестнице дворца. Он убегал от нее по одной спирали, а девочка, пытаясь догнать его по другой, недоумевала, почему же она никак не может поймать папу.
Следующий король Франции – знаменитый король-солнце, в Шамбор приезжал нечасто, зато изменил его весьма существенно. Не пожелав селиться в обветшавших королевских апартаментах времен Франциска, Людовик XIV выстроил свои собственные покои, возведенные перед основным зданием замка. Ко времени правления этого короля относятся также обновленные интерьеры жилого корпуса и новый главный вход с внушительным фронтоном. Дикие луга, со всех сторон подступающие к замку, были преобразованы в регулярный парк. При Людовике замок жил напряженной светской и культурной жизнью, именно здесь состоялись премьеры многих пьес Мольера и балетов композитора Люлли.


Далее, на протяжении всего галантного века замок часто менял владельцев и был свидетелем многих пикантных и трагических сцен бурной жизни французского двора. Ходили даже слухи, что в середине XVIII века, в замке проводил свои таинственные опыты граф Сен-Жермен.
А потом грянула Революция. Великолепное здание, служившее символом королевской власти, уцелело лишь чудом, и было основательно разграблено. В таком разоренном виде, медленно ветшая и разрушаясь, Шамбор простоял в течение полутора веков, пока в 30-е годы ХХ века не был выкуплен государством у его последнего владельца, Элии Бурбонского. Сделка обошлась Французской республике в 11 миллионов франков, но дальнейшая история Шамбора показала, что он того стоил.

Шамбор на рассвете

Современный Шамбор

Замок начали восстанавливать лишь после Второй мировой войны и его реставрация не завершена до сих пор. Однако уже в течение нескольких десятилетий Шамбор открыт для посещения, что позволило ему стать одной из самых популярных достопримечательностей Франции.
В соответствии с последними модными веяниями, сегодня в Шамборе проходят не только экскурсии, здесь часто проводятся интересные выставки, а летними вечерами нередко устраиваются потрясающие световые шоу.

Световое шоу в Шамборе
Созданный по королевскому капризу, этот замок стал воплощением гениальных идей самых великих творцов эпохи Ренессанса и стал символом роскоши и изящества, которыми до сих пор славится Франция. Виктор Гюго был прав, Шамбор действительно мог стать достойным жилищем для волшебных фей, но был построен для людей. И можно считать большой удачей, что каждый из нас сегодня имеет возможность своими глазами увидеть это архитектурное чудо и побродить по его гулким полупустым залам, стены которых помнят множество пикантных, забавных или трагических страниц французской истории.

Шамбор ночью

[Всего голосов: 3    Средний: 4.3/5]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.