Сакре-Кер
Белоснежная базилика Святого Сердца, именно так дословно переводится название Сакре-Кер, венчает собой гору Монмартр, и буквально парит над Парижем.
Собор относительно молод, его возведение завершилось лишь в прошлом веке, накануне Первой мировой войны, а автором его был назначен архитектор Поль Абади. В свое время этот талантливый зодчий заслужил себе славу как знаток средневековой архитектуры и великолепный реставратор, подаривший новую жизнь множеству старинных французских замков. Сакре-Кер стал пиком его карьеры, однако, как часто бывает, архитектору не суждено было увидеть свое творение. Он умер в 1884 году и дальше его дело продолжили, последовательно сменяя друг друга, еще пятеро мастеров, причем, каждый из них вносил в первоначальный проект что-то свое.
Монмартрский собор возведен в память о жертвах Франко-прусской войны и Парижской коммуны. Первоначально Парламент счел эту идею странной, так как именно на Монмартре начиналась коммуна, и строительство католического храма на этом месте многие рассматривали как предательство идей тех, кто пролил здесь свою кровь.
Однако уже через два года большинство депутатов согласилось со столь грандиозным замыслом. Средств на строительство казна не выделяла, поэтому грандиозный собор строили на средства, собранные по подписке. Этот факт можно считать удивительным, учитывая внушительные размеры сооружения и его относительно недолгий срок строительства.
Первый камень в фундамент будущего бело-розового чуда был заложен в июне 1875 года. Под этим камнем, до сих пор хранится небольшой медальон из бронзы, надпись на котором гласит: «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику».
Вскоре после начала, работы были надолго прекращены из-за ненадежности грунта. Дело в том, что Монмарт издавна служил местом добычи известняка, и весь холм был испещрен древними каменоломнями. Потребовалось немало времени и усилий, чтобы укрепить почву, но специалистам все же удалось справиться с этой проблемой. Возведение базилики продолжалось почти 40 лет и было завершено в 1914 году. Однако этот срок нельзя считать слишком большим, многие соборы прошлого строились веками, а некоторые даже тысячелетиями, как знаменитый собор в Кельне.
Сакре-Кер построен из очень интересного материала – известняка, который при соприкосновении с водой покрывается белым налетом. Вот поэтому так сложно определить истинный цвет сооружения, в зависимости от влажности воздуха, его стены переливаются изысканной гаммой молочно-белых и бежево-розовых оттенков.
Эффектный силуэт собора во многом формирует необычная форма его куполов. Это произошло оттого, что уже в процессе строительства возникла необходимость увеличить высоту каждого купола, отчего они и приобрели столь странную, чуть вытянутую форму. Стиль собора сегодня определяется как псевдовизантийский, и должен напоминать нам о сооружениях эпохи расцвета Восточной Римской империи. Однако его формы более рождают ассоциации с храмами Индии, чем Византии, а колокольня, задуманная изначально в южнофранцузском стиле стала походить на творения итальянских зодчих.
Во Франции уже встречались сооружения подобного типа. В этой связи следует упомянуть средневековый собор Сен-Фрон в Периге, который считают прообразом монмартрского чуда.
Высота самой базилики 83 метра, а его колокольня устремилась ввысь на 100 метров. Один из колоколов Сакре-Кера – Савоярд считается главным и самым большим колоколом Парижа. Он был отлит в городе Анси в 1891 году. Его масса составляет 19 тонн, а язык весит 850 кг.
Перед главным входом в храм установлены статуи легендарных персонажей французской истории – Жанны д’Арк и короля Людовика IX Святого.
Внутреннее убранство собора состоит из множества цветных витражей, а центром композиции выступает огромная аллегорическая мозаика «Благоговение Франции перед Сердцем Господним». Ее создателем стал французский художник Люк-Оливье Мерсон. К слову, этот же художник был автором эскизов для купюр достоинством 100 и 50 франков, которые были в ходу во Франции в 20-40-е годы.
От подножия холма к базилике ведет огромная лестница, состоящая из 237 ступеней. Но этот путь стоит преодолеть, так как с вершины Монмартра открывается изумительный вид на Париж и его предместья. В хорошую погоду видимость достигает отметки в 50 км.
Сегодня Сакре-Кер считается архитектурной жемчужиной Парижа и привлекает к себе огромное количество туристов. Но так было не всегда. На самом деле, у базилики существовало немало противников, в числе которых числился и Жорж Клемансо. Многие избалованные архитектурными шедеврами парижане, сочли необычный вид собора чуждым строгому классическому облику французской столицы и в насмешку обзывали его «Национальным тортом».
Еще одним изысканным издевательством стал сквер у основания холма. Он получил название Вилетт, в честь художника, который присутствовал на освящении собора, и, желая показать свое отношение к новому храму, прямо посреди церемонии воскликнул: «Да, здравствует Дьявол».
Но кто теперь помнит об этом художнике, в то время как белоснежный Сакре-Кер продолжает восхищать нас своей неповторимой красотой. Времена изменились и его пропорции больше не кажутся чем-то революционным или безвкусным, а парижане давно считают храм на вершине Монмартра одним из главных украшений своего города.
Уведомление: Проходящий сквозь стену - Красоты старушки Европы