Староместский Орлой
Староместский Орлой – одна из наиболее популярных достопримечательностей Праги. Эти удивительные астрономические часы, украшают собой башню Староместской ратуши. Вокруг них всегда собирается множество туристов, так как каждый стремится воочию увидеть это чудо средневековых мастеров.
Часы состоят из двух циферблатов богато украшенных резьбой и многочисленными фигурками. В конце каждого часа перед глазами восхищенных зрителей разыгрывается целое представление, заставляющее вспомнить о старинных кукольных театрах. Фигурки вокруг циферблатов оживают, а наверху открываются два окошка, в которых можно поочередно увидеть всех 12 апостолов, в конце действа поет петух, сообщая всем присутствующим о начале нового часа. И только после этого раздается бой курантов. К слову сказать, в 2010 году Орлой отметил свое 600-летие. Несмотря на свой более чем почтенный возраст, сегодня куранты находятся в прекрасном техническом состоянии, и это при том, что более половины деталей настоящие, то есть изготовлены еще во времена средневековья. Это позволяет отнести Орлой не только к памятникам художественной и научной мысли, но также и к памятникам техники.
История часов
В 1338 году жителям пражского района Старое Место было даровано самоуправление. В честь этого события на главной площади была построена ратуша, вернее, к уже существовавшему каменному зданию пристроили высокую башню. Ее то и украсили часами, которые появились здесь в начале XV века.
Первое сохранившееся упоминание о Староместском Орлое появилось в 1410 году. Создателями часов считаются часовщик Микулаш и известный астроном своего времени Ян Ондржейов, который был профессором математики местного университета, и слыл одним из образованнейших людей своего времени.
Уже через несколько десятилетий часам потребовался ремонт, который осуществил в 1490 году мастер Гануш. Кроме ремонта, мастер создал еще и второй циферблат часов, представляющий собой календарь.
С именем этого мастера связана красивая, но очень грустная легенда. По преданию, члены Пражского совета заподозрили Гануша в том, что он тайно создает другие часы, по заказу какого-то другого города. Было принято жестокое решение ослепить мастера, чтобы он больше нигде и никогда не мог создать такой красоты. Темной ночью на Гануша напали несколько неизвестных, и воля совета была исполнена — мастер больше не смог видеть. Через некоторое время Гануш попросил своего ученика отвести его к своему творению. Внутри часов мастер долгое время стоял в задумчивости, прислушиваясь к работе шестеренок, как будто к биению сердца живого существа. И вот, когда куранты пробили начало очередного часа, мастер вдруг резко дернул за один из рычагов, внутри часов что-то жалобно заскрипело и затрещало, и в тот же момент Гануш бросился в самую сердцевину механизма, где и нашел свою смерть. Эта легенда была поведана миру историком и писателем Алоисом Йирасеком, правдива она или нет — сказать теперь сложно, но большинство жителей Праги в нее верят.
С тех пор, примерно раз в столетие, в Праге появлялся талантливый часовщик, которому удавалось вдохнуть новую жизнь в знаменитые куранты, это был Ян Тоборский в конце XVI века, Ян Ландсберг в XVIII, однако, после смерти каждого из них куранты постепенно снова приходили в упадок.
Свой нынешний вид Орлой приобрел только после очередного капитального ремонта в 1866 году. Тогда же к оформлению часов были добавлены фигурки апостолов, и заново оформлен второй циферблат-календарь. Но злоключения часов еще не закончились.
Самый страшный день для Пражского Орлоя настал 7 мая 1945 года. Капитулируя перед наступающими силами Красной Армии, немецкое командование приказало прицельным огнем расстрелять всю юго-западную часть Староместской площади, для того, чтобы прервать ведущееся оттуда радиовещание Национального комитета. Под обстрел попал и Орлой. В огне были уничтожены деревянные фигурки и нижний циферблат с живописными шедеврами Йозефа Манеса, а сам механизм был разбит. Казалось бы, на этом и должна была закончиться история этих удивительных часов… Но уже в 1948 году они вновь, в прежнем великолепии заняли свое место на башне. Долгих три года, Орлой кропотливо восстанавливался братьями Вишневецкими, и их усилия увенчались успехом.
В наше время, за курантами тщательно ухаживают, стараясь не допустить ни малейшей поломки механизма. К тому же, среди жителей Праги ходит легенда о том, что если Орлой остановится, город ожидают огромные беды. Действительно, несмотря на тщательный уход, часы внезапно остановились 13 августа 2002 года, и именно в этот день на город обрушилось страшное наводнение. Но считать это совпадением или верить легенде – личное дело каждого.
Теперь нужно поподробнее рассмотреть, как же устроены эти замечательные часы.
Астрономический циферблат
Верхний циферблат Орлоя по сути представляет собой маленький планетарий. Это модель средневековой астролябии, где можно узнать не только который сейчас час, но и расположение Солнца на небосводе, фазу и положение Луны, и еще многое другое, но давайте, обо всем по-порядку.
Фон циферблата представляет собой небосвод. В самом его центре находится изображение Земли. Голубой цвет верхней части представляет собой видимую часть небосвода и день, черный – ночное время, а красные области, их разделяющие показывают время рассветных и закатных сумерек. На восточной стороне красной области есть надписи на латинском языке: ortus (восход) и aurora (рассвет), а на западной— crepusculum (сумерки) и occasus (закат).
Римские цифры, располагающиеся по внешнему краю циферблата, показывают текущее среднеевропейское время.
Кривые золотые линии, пересекающие циферблат – это маркеры так называемых неравных часов. Они показывают условную 1/12 времени от восхода до заката Солнца, которые становятся короче или длиннее, в зависимости от времени года.
На самом внешнем краю циферблата, на черном фоне, расположены так называемые швабахские цифры, отсчитывающие часы, начиная от заката, то есть по Старому Чешскому времени. Этот круг подвижен, так как время заката изменяется в течение года.
На неподвижном циферблате имеется еще подвижный круг меньшего диаметра. Он показывает положение Солнца на эклиптике и размечен символами знаков зодиака. Этот круг смещается в соответствии с изменением проекции эклиптики. База проекции — Северный полюс.
Маленькое золотое солнышко показывает текущее положение светила на эклиптике. Оно соединено со стрелкой в виде золотой руки. Вся эта сложная система показывает время тремя разными способами:
• Стрелка-рука показывает обычное время на шкале римских цифр.
• Расположение маленького солнышка относительно изогнутых линий, показывает текущий неравный час.
• А внешнее кольцо с золотой рукой указывает на количество часов, прошедших от заката по Старому Чешскому времени.
Кроме всего прочего, расположение солнышка относительно центра указывает на время заката и восхода.
Стрелка с маленьким, наполовину посеребренным шариком, изображающим Луну, показывает положение спутника нашей планеты относительно эклиптики, также как у Солнца. Кроме этого, видна еще и фаза Луны.
Календарный циферблат Манеса.
Нижний циферблат Орлоя представляет собой календарь. Первоначальный, работы легендарного Гануша, к сожалению, не сохранился. Новый диск, появился во время обширной реставрации часов в середине XIX века, и был оформлен известным живописцем Йозефом Манесом, который считал эту работу очень важной и престижной.
12 живописных миниатюр, выполненных художником, рассказывают о средневековом быте чешских крестьян. Каждая миниатюра соответствует календарному месяцу и изображает символическую сценку.
• Январь – рождение ребенка, как символ наступления нового года.
• Февраль – хозяин сидит перед огнем, а дрова несет его жена.
• Март – время начала полевых работ.
• Апрель – забота о плодовых деревьях.
• Май – юноши и девушки наряжаются.
• Июнь – хозяин косит траву.
• Июль – жатва.
• Август – обмолачивают зерно.
• Сентябрь – начало осени.
• Октябрь – созревает виноград.
• Ноябрь – заготовка дров на зиму, рубят дуб.
• Декабрь – закалывают свинью.
Циферблат, оформленный Манесом оказался так хорош, что городские власти решили не оставлять такой шедевр на волю непогоде и заказали его копию у другого художника – Лишки. Сам же Манес после окончания своей работы прожил совсем недолго. Возможно, своей смертью он подтвердил еще одну мрачную легенду, которая гласит, что тот, кто внесет сильные изменения в облик или механизм часов, долго после этого не проживет.
Фигурки
Кроме циферблатов, особого внимания достойны фигурки, оформляющие часы. Каждая из них несет в себе символический глубокий смысл, тем более что многие оживают каждый час.
Над верхним циферблатом расположены два оконца, которые раскрываются каждый час с 9 утра до 9 вечера. В этих окошечках появляются фигурки 12 апостолов. Всех их можно рассмотреть в полдень. Каждый апостол держит в руках какой-нибудь символический предмет.
• Петр сжимает в руках ключ. (Символ Ключа от Царствия Небесного, дарованного ему Спасителем).
• Павел держит книгу, так как является автором самого большого числа посланий, вошедших в Новый Завет.
• Матвей грозит топором
• Ондржей (Андрей) и Филипп держат в руках кресты. Вспомним крест Андрея Первозванного.
• Якуб (Иаков) изображен с веретеном.
• Тадеаш (Фаддей)держит под мышкой папку.
• Шимон (Симон) держит большую пилу.
• У Томаша (Фомы) в руках копье.
• Бартоломей (Варфоломей) мнет кожу.
• Барнабаш(Варнава) держит свиток
• Ян (Иоанн) появляется с кубком.
Все эти фигурки сделаны уже после войны в 1948 году резчиком Войтехом Сухардой. Почти все оригиналы сгорели во время бомбежки 1945 года, а уцелевшие в огне хранятся теперь в музее Праги.
Верхний циферблат оформляют фигурки, символизирующие человеческие страхи и пороки. Самая известная, и, возможно, первая по дате создания, это фигурка скелета, олицетворяющего смерть. Появление здесь этого образа весьма символично. Течение времени более всего напоминает нам о том, что всему в этом мире, равно как и нашей жизни, придет конец. Все мы находимся под властью смерти. И на Орлое представление начинается с того, что скелет дергает за веревку, и тут же все приходит в движение, зрителям являются апостолы, живут своей нехитрой жизнью остальные фигурки, но все это происходит лишь с молчаливого соизволения Смерти.
Другая фигурка, символ тщеславия, изображает человека, любующегося на себя в зеркало. А рядом потрясает своим мешком человечек, олицетворяющий алчность. Рядом со скелетом находится фигурка турка, символизирующая самую большую опасность, которая грозила средневековой Чехии – опасность турецкого завоевания. Оно грозило чешскому народу многими бедами, потому совсем неслучайно турок разместился рядом со Смертью.
Завершается весь парад криком петуха. Петух всегда был символом бдительности и смелости. Именно он встречает восходящее солнце, и заслышав его пение, все темные силы отступают. Фигурка петуха очень часто размещается на курантах, храмовых башнях и даже обычных домашних часах. Чаще всего он помещается на самом верху, над циферблатом часов. У нас чаще всего это место занимает кукушка.
Все эти фигурки всегда на виду, они прекрасно всем видны и их все знают. Но на Староместском Орлое есть и другие, менее популярные фигурки, которые не участвуют в ежечасном представлении, но несут на себе очень важную функцию.
Многие европейские куранты располагаются внутри храмов, считается, что так они более защищены от плохого влияния потусторонних сил. Орлой же расположен снаружи, открытый всем взглядам и воздействиям. С точки зрения средневекового человека, невозможно оставить столь тонкий механизм незащищенным, и действительно, защита у знаменитых часов есть. Роль защитников и выполняют фигурки, которые не столь заметны. Эта традиция была широко известна, и часто применялась в готической архитектуре, все мы прекрасно помним химеры на Нотр-дам-де-Пари. Примерно такие же обереги есть и на Пражском Орлое.
По краям небольшой крыши над Орлоем располагаются два василиска. Это мифическое животное традиционно изображается со змеиным телом, птичьим клювом и короной на голове. От взгляда василиска могут окаменеть люди, животные и даже растения, а на Орлое эти два опасных существа следят за тем, чтобы к часам не приблизился какой-либо злоумышленник.
Также функцию оберега исполняет и каменный ангел, который занимает центральное место между двумя открывающимися окошками, из которых появляются апостолы. Он охраняет Орлой от всякого зла и является самой древней фигурой на часах. Позже, ему добавили помощника, архангела Михаила, известного борца с драконами и нечистой силой, которого можно увидеть ниже, возле календарного циферблата.
Есть обереги и вокруг астрономического циферблата. Здесь представлены фигурки льва, собаки, кота и пантеры. Поддерживают циферблат два маленьких дракончика, которые выглядят почти совсем безобидно, но в сочетании с маскаронами – фантастическими лицами со страшным выражением, все они призваны отгонять опасные стихии от своего обиталища. Также на часах присутствуют и традиционные изображения нечистой силы – это и летучая мышь, и жаба, еж, леший и еще множество страшных масок и непонятных лиц.
Вот такой он, Староместский Орлой – удивительное творение человеческого гения, заключающий в себе невероятное количество символов и хранящий жителей Праги от страшных бед и несчастий. Овеянный легендами, он является гордостью столицы Чехии, и увидеть его непременно должен каждый гость, приезжающий в Прагу.
Уведомление: Пять городов Праги - Красоты старушки Европы
Уведомление: Танцующий дом в Праге
Уведомление: Астрономические часы Европы - Красоты старушки Европы