Ахенский собор – символ забытой империи

Ахенский собор - символ забытой империи

В 800 г франкский король Карл Великий был провозглашен императором, а его обширные владения, занимавшие в то время всю центральную часть Европы, стали именоваться Священной Римской империей. Новое государство требовало новой блестящей столицы, и Карл избрал для нее германский город Ахен — родовое поместье своего отца.

Карл Великий
Новоявленный император мечтал о том, чтобы его столица стала «вторым Римом», а потому в Ахене развернулось бурное строительство. Разумеется, что в числе первых и самых значимых построек того времени оказался христианский храм.

Великолепный Ахенский собор
Его история началась с небольшой, но очень красивой капеллы, заложенной еще в 798 году. Работами руководил мастер Эйнхард – ближайший советник Карла и один из самых образованных людей того времени. Источником вдохновения для архитекторов Ахенской капеллы послужила, построенная на несколько веков ранее, базилика Сан-Витале в Равенне. Именно у итальянских зодчих прошлого была позаимствована идея восьмигранной формы здания, а также оригинальных полосатых арок и изумительных золоченых мозаик, покрывающих все внутренние своды храма.

Золоченые своды храма
При Карле Великом капелла служила не только храмом. В помещениях второго яруса, куда вели мощные витые лестницы, располагался тронный зал, где император проводил государственные советы и принимал почетных гостей.

Второй ярус капеллы
После смерти Карла, которая последовала в 814 году, его тело было погребено здесь же, в его любимой капелле. Правда, великому правителю далеко не сразу удалось обрести вечный покой, его усыпальницу несколько раз вскрывали и переносили с одного места на другое.
Изначально гроб с телом Карла был помещен в центре капеллы, под камнем, на котором до сих пор сохранилась надпись «Carolo Magno». Однако через 200 лет, его потомок, Оттон III приказал вскрыть могилу. Усопший император, был обнаружен сидящим в кресле, в полном парадном облачении, включая скипетр и корону. Удивительно, но за прошедшие два столетия тела почти не коснулось тление.
Следующим правителем, пожелавшим взглянуть на своего великого предка, стал Фридрих I Барбаросса, который вновь приказал вскрыть могилу в 1165 году. И лишь спустя полвека после этого, по приказу Фридриха II, останки легендарного императора были уложены в богато украшенную гробницу, которая заняла почетное место в алтаре собора. В Новое время, гробница была перенесена в ризницу, где находится до сих пор.


Но вернемся к самому храму. Вскоре после смерти Карла Великого Аахенская капелла получила титул кафедрального собора и на протяжении многих веков, вплоть до 1531 года, именно здесь короновались все правители Священной Римской империи. Интересно, что тот самый беломраморный стул, который служил троном усопшему императору, впоследствии использовался при коронации каждого нового правителя. Сейчас его можно увидеть в одном из помещений верхнего яруса капеллы.

Стул Карла Великого
Титул главного собора империи обязывал его быть большим и величественным, поэтому капеллу начали стремительно расширять, пристраивая к ней все новые помещения. Именно из-за этих многочисленных перестроек Аахенский собор ныне представляет собой уникальное здание, не имеющее аналогов в истории мировой архитектуры.

Ахенский собор - уникальное явление в истории мировой архитектуры
Довольно скромную крышу капеллы со временем заменили оригинальным ребристым куполом, а к западной стене пристроили высокую изящную башню. В XIV столетии с другой стороны капеллы был возведен удивительной красоты готический хор. А еще позднее, по неизбывной европейской традиции, собор начал обрастать множеством мелких часовенок, что еще больше изменило первоначальный строгий и лаконичный облик здания.
Внутреннее убранство собора столь же эклектично, как и его внешний вид. Бывшая Аахенская капелла отделана в византийском стиле и украшена многочисленными мозаиками. Правда, сегодня настоящих мозаик почти не осталось, большая их часть была утрачена и заменена копиями в ходе реставрации, в конце XIX века. Еще одной заметной деталью интерьера капеллы является великолепная кованая люстра в форме императорской короны, дарованная собору Фридрихом Барбароссой.

Интерьер капеллы
Суровость и полумрак древней капеллы очень контрастирует с яркими и светлыми хорами. Солнечный свет, в изобилии проникающий сюда через огромные витражные окна, окрашивает помещение мириадами разноцветных бликов, создающих неповторимую, почти волшебную атмосферу. Находясь под сенью стройных готических сводов очень легко поверить в величие и всемогущество Бога, вдохновившего человека на создание подобной красоты. Благоговение еще более усиливается при взгляде на роскошный золотой алтарь и изящную кафедру из слоновой кости.

Хоры Ахенского собора
В Ахенском соборе, многие века считавшемся одним из главных храмов Европы, собрано множество драгоценных реликвий. Помимо останков Карла Великого, в ризнице бережно хранятся бесценные пелены, которыми, по преданию, укрывали Младенца Христа, скромное полотняное платье Девы Марии и отрез ткани, в который была завернута отрубленная голова Иоанна Крестителя. Все эти реликвии в разное время были привезены с Востока и иногда демонстрировались широкой публике. В такие дни перед собором собиралось огромное число паломников. Эта традиция жива и сегодня, так что любой желающий может воочию увидеть драгоценные для всего христианского мира предметы.

Реликвии Ахенского собора
Ну, и в заключение, немного чертовщинки. Несмотря на могущество и богатство Священной Римской империи, средств на многочисленные перестройки собора всегда не хватало. В связи с этим, среди жителей Ахена до сих пор ходит легенда, что деньги на строительство храма были позаимствованы их предками у самого дьявола. Нечистый согласился помочь горожанам, но, разумеется, не безвозмездно. Он поставил условие, что заберет себе душу первого, кто переступит порог нового собора. Однако находчивые жители Ахена сумели перехитрить дьявола, в день открытия храма они сначала запустили туда волка. Как только дикий зверь оказался в храме, дьявол немедленно набросился на него, лишь спустя несколько мгновений сообразив, что перед ним не человек.
Ворота, через которые волк попал в здание, с тех пор именуются Волчьими, а перед ними сегодня можно увидеть статую, поставленную в память о несчастном звере, ставшем невольной жертвой сделки с дьяволом.

Статуя волка перед Ахенским собором
Сегодня уже мало кто помнит, что долгие века в Европе существовала огромная Священная Римская империя, включающая в себя территории современных Нидерландов, Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, а также части Франции и Италии. Почти забылись заслуги Карла Великого, Оттона III и Фридриха Барбароссы. Один Ахенский собор до сих пор хранит память о своих легендарных императорах, и служит великолепным напоминанием о некогда огромной, а сейчас почти забытой империи.

Ахенский собор ночью

[Всего голосов: 3    Средний: 5/5]

Ахенский собор – символ забытой империи : 2 комментария

  • 30.04.2016 в 02:07
    Permalink

    Будем в Дюссельдорфе летом — специально выделили 1 день на поездку в Ахен. Конечно ради собора) Спасибо за статью.

  • 30.04.2016 в 23:24
    Permalink

    Галина, спасибо вам за лестный отзыв. А собор, безусловно, достоин того, чтобы взглянуть на него своими глазами)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.